Небольшие заметки о процессе разработки машин, включенных в набор Classic Lotus Expansion, от ведущего специалиста по машинам в Slightly Mad Studios Кейси Рингли (Casey Ringley)

Lotus 51

Lotus 51

Очень приятная машина. Обновив старый дизайн в Lotus создали то, что стало родоначальником современной Formula Ford. Двигатель Ford Kent объемом 1,6 литра аналогичен тому, что стоял на Ford Cartina, и выдает 115 л.с. при 6500 об/мин. Очень плавный и с хорошим запасом мощности для машины, которая весит около 400 кг. Коробка передач имеет полный диапазон настроек от Hewland Mk8; таковой была стандартная комплектация машины после замены ненадежной силовой установки от Renault Gordini. Наш образец был воссоздан лазерным сканированием, поэтому геометрия подвески новая. На удивление очень мягкая спереди, но в остальном очень похожа на ту, что используется в Type 25, и работает очень хорошо. Шины те же, что и у Lotus 25. Поскольку это машина начальной Formula Ford из 67 года, то можно смело предположить, что шинные технологии были аналогичны тем, что использовались в машинах Ф1 за несколько лет до этого. К тому же машина не очень чувствительна к большому обрезиниванию трассы. 115 л.с. не позволяют оставлять много резины на полотне, а шасси настолько легкое и сбалансированное, что пилотам не приходилось особо напрягаться, чтобы показывать быстрые времена. Приятная и легкая в управлении машина, которая должна доставить массу удовольствия в совместных гонках.

Lotus 25

Lotus 25

Это как ребенок Lotus 49 – меньше вес, шины и двигатель, который гораздо лучше ему походит. Есть достаточно подробные данные для 1,5-литрового Climax V8, и он хорош. 200 л.с. с очень плавным крутящим моментом от 6500 до 10500 об/мин. Совсем не такой, как DFV, который дает тебе пинка после 7500, как будто подключается второй двигатель. К тому же, у этого мотора хорошие показатели по расходу – всего около 23 литров на 100 км в Монце. Отличный маленький двигатель для своего времени. Аэродинамика типичная для машин из ранних 60-х с высокой подъемной силой на скорости, но низким коэффициентом лобового сопротивления, благодаря компактно расположенному мотору. Максимальная скорость может достигать 240 км/ч, если позволит трасса. Набор передаточных чисел взят от оригинального ZF 5DS10, который, к слову, довольно ограничен. Не самый удачный узел, поэтому реставраторы обычно переключаются на коробку Hewland. Впрочем, особо мотору Climax это не мешает, поскольку он хорошо себя ведет на относительно низких оборотах и частое переключение необязательно. Дизайн подвески это еще один интересный элемент очень старых машин. Она почти все делает правильно, но использует высокий коэффициент изменения развала в качестве ключевого элемента дизайна – оцените большие углы верхних передних поперечных рычагов и задний верхний рычаг. Это приводит к тому, что машина вполне неплохо себя чувствует даже при нулевом развале. Это хорошо работает с точки зрения баланса в поворотах, но не очень хорошо на торможении и кочках. Сильные крены из-за движения подвески крайне не желательны, поскольку в определенный момент баланс между передней и задней частью можно потерять. Для машины доступны наши винтажные шины образца 1962 и 1965 (установлены по умолчанию). Дизайн каркаса и пятна контакта переработан для лучшего восприятия. Комплекты дают отличное представление о том, как менялись шины по ходу жизненного цикла машины, когда производители активно экспериментировали с мягкостью резины. Машина доставляет огромное удовольствие, независимо от выбранного типа шин.

Lotus 38

Lotus 38

4,195-литровый Ford Quad Cam хорош вплоть до 500 л.с. при 8800 об/мин и очень плавный. Cosworth DFV от Ford привлек гораздо больше внимания, но для своего времени этот двигатель был столь же впечатляющим. Он выиграл практически все с 1963 по 1971, включая 6 гонок Инди 500 за 7 лет, плюс еще одну с турбо в 1977. Мощность от двигателя проходит через ZF 2DS-20. Да, это 2-ступенчатая версия коробки 5DS-20, которая бралась за основу в других гоночных сериях. Ощущения совершенно другие, но вы вряд ли ощутите недостаток передач, поскольку двигатель выдает хороший момент даже на низких оборотах. Придется поработать над тем, чтобы подобрать правильные передаточные числа под каждую трассу, но и передачи то всего две. По новым правилам 1965 необходимо было совершить не менее 2 пит-стопов на 500 миль, поэтому размер топливного бака был уменьшен до 60 галлонов (~227 литров). Шины же могут выдержать всю гонку.

Монокок в основе своей повторяет Lotus 25, за исключением сдвига на 3,5 см влево от центра. Это смещает поперечный баланс веса примерно на 52% влево, а значит приводит к асимметричной подвеске. Все точки были взяты со сканированной модели. Это не мешает машине поворачивать вправо, но приводит к необычному поведению при ускорении и небольшой разнице в том, как машина поворачивает влево и вправо. В общем, машина управляется отлично до тех пор, пока вы относитесь к ней с должным уважением. Запас мощности огромен.

Мы сделали новые шины на основе винтажных, плюс новую модель прогрева. Она довольно значительно отличается от машин Ф1, ровно как и в реальности Firestone создали особенные покрышки для этой машины.

На удивление, я проехал быстрее 7 минут по Нордшляйфе. Это не так далеко от Lotus 49, несмотря на более тяжелый вес и отсутствие 3 передач. Огромное наслаждение на историческом Сильверстоуне.

Lotus 49C

Lotus 49C

Гигантских отличий между 49 и 49C нет. Небольшие изменения в подвеске, монококе и колесной базе сделали машину более отточенной. В Cosworth поработали над DFV, и он прибавил в оборотах, достигнув 430 л.с.; версия 1967 могла раскручиваться до 10000 об/мин, но лишь на несколько секунд до детонации. Большим изменением, разумеется, стали крылья, знаменующие начало эры аэродинамики. В одной из моих книг упоминается, что именно этот аэродинамический пакет добавляет примерно 450 фунт-сил (~2000 Н) с максимальной скоростью в 280 км/ч. Коробка передач ZF была заменена на Hewland с более широким диапазоном передаточных чисел.

Lotus 40

Lotus 40

На удивление крутая машина. Знаменитая цитата пилотов об этой машине «…Lotus 30 с еще 10 ошибками», но она действительно доставляет массу удовольствия от вождения! Не совсем идеальный баланс шасси, двигателя и шин, но очень цепляет. Это классический подход, когда в легкую машинку любым способом вставляется большой двигатель. Правильные для хот родов вещи в спортивном прототипе. Геометрия подвески взята со сканированной модели. Шины те же, что и у Ford Mk.IV. В качестве коробки передач 4-ступенчатый Hewland FG500. Двигатель Ford 289c.i. V8 выдает 380 л.с. на 7000 об/мин. Этакая гоночная спецификация того, что стоит в Мустанге 66-го года. Эти Type 30 и 40 имели бесчисленные комбинации двигателей и коробок, но именно эта использовалась наиболее часто. В общем, хороший соперник для Ford Mk.IV с более острым управлением, но с низкой максимальной скоростью.